Документальный роман.
Аннотация. Невыдуманная история о том, как поиски смысла жизни заводят автора на заполярный остров Колгуев, который он исследует с пристрастием астронавта, высадившегося на давно никем не посещаемую, полузабытую планету. Его "Остров" – модель мира и психография экзистенциального путешествия: прекрасная художественная проза о глубинных основах человеческого бытия и вместе с тем – полный поэзии и экзотики документальный роман, в котором нет ни одного выдуманного эпизода.
Буквально накануне прочла "Слово в пути" Петера Вайлья, так что, наверное, нет ничего удивительного в том, что при чтении невольно сравнивала взгляды на жизнь, путешествия, на людей, европейца путешествовавшего по Европе и русского, отправившегося в путешествие по русскому Северу. Главное, что я вынесла для себя из такого сравнения, это то, что русские – это не европейцы, и там, где среднестатистический итальянец счастлив и доволен жизнью многие русские, не все, запьют с тоски. Как бы глупо не звучало, но нам нужно совершать подвиги, нужно испытывать себя, что бы понять и почувствовать мир вокруг и мир в себе самом, неслучайно ведь первое путешествие автора было испытанием себя "островом", как попыткой доказать свою силу и значимость, доказать прежде всего себе самому. И наградой для него стал мир в душе, "сердце, лишённое страха".
Казалось бы, автор добился того, за чем ехал на остров, но, как это часто бывает, в пути цель утратила своё значение и важными стали совсем иные вещи. Так началось второе путешествие на остров, и если в первый раз автор ехал за собой "настоящим", то теперь он едет за людьми, едет, что бы научиться понимать и любить мир и людей которые живут в этом мире. Не случайно пугавший до дрожи Алик во втором путешествии становится другом и соратником по путешествию, ведь он тоже человек без страха в сердце, любящий просторы на которых живёт свобода. Из своего второго путешествия автор возвращается с просторами тундры, навсегда оставшимися с ним, с осознанием огромности и красоты мира в котором он живёт, автор "вышагал" понимание того, что людей надо принимать и любить такими, какие они есть, пусть не всегда и получается.
Третья поездка на остров была за "сказкой", как выразился автор, за душой, гармонией мира. И если европеец может понять путешествие – испытание себя, ему можно объяснить путешествие – испытание мира, то как, какими словами рассказать, зачем взрослый, серьёзный человек едет на край света с колокольчиком для сказки? Ведь автор и сам не знает зачем, поэтому пишет "сказка", как всё что нельзя потрогать и измерить, то чему не нужны смыслы и категории, то, что делает человека живым и по-настоящему живущим в мире.
Книга не простая и не каждому понравится.
Цитаты:
"А что до "идей", до эйдосов этих, то что-то они не годились ни к чему. За все умствования Платона я бы и гроша ломаного не дал на этом берегу. Ничем, ну, ничем совершенно не могли они помочь мне в моём теперешнем положении".
"… боги не для того, чтобы отпускать грехи и исполнять желания. Боги для того, чтобы удерживать мир в равновесии, чтобы люди знали, что существенно, а что нет. И поступали по существу".
"После случая с оленем я думаю, что свобода означает по сути одно – победу над страхом. Это частное, но глубокое убеждение".
"Не было случая, чтобы, улетев с острова, я не испытал облегчения, будто вырвался из западни. И точно так же не было случая, чтобы, вернувшись в Москву, я не пожалел о том, что больше не могу раскрыть дверь квартиры, как дверь балка, и выйти в распахнутое во все стороны щедрое и прекрасное дикое пространство".